Разработка разделов проекта "Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение"(ПНООЛР).
Согласно Закону РФ “Об отходах производства и потребления” (№89-ФЗ), индивидуальные предприниматели и юридические лица – природопользователи, при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать Проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов (ПНООЛР) в целях уменьшения количества их образования.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. (ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998.№ 89-ФЗ)
Основными законодательными документами для разработки ПНООЛР являются:
1. Федеральный закон РФ от 24 июня 1998г. №89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” (с изменениями на 4 января 2001 года)
2. Федеральный закон РФ 10 января 2002 года № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”.
3. Федеральный закон РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ О “Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”
4. Федеральный закон РФ от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ “Земельный кодекс российской федерации”
5. Закон РФ от 21.02.92 № 2395-1 “О недрах”.
6. Федеральный Закон от 19 июля 1997г. №109-ФЗ “О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами”.
7. Федеральный Закон от 23 ноября 1995г. №174-ФЗ “Об экологической экспертизе”.
8. Постановление Правительства РФ от 10 февраля 1997г. №155 “Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов”.
9. Постановление Правительства РФ от 03 августа 1992г. №545 “Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов”.
10. Постановление Правительства РФ от 01 июля 1996г. №766 “О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов”.
11. Постановление Правительства РФ от 28 февраля 1996г. №216 “О первоочередных мероприятиях на 1996-1998 годы по решению проблемы отходов в Российской Федерации”.
12. Постановление Правительства РФ от 13 июня 1996г. №1098 “О Федеральной целевой программе “Отходы”.
13. “Налоговый кодекс Российской Федерации”, части II, III, IV, проект.
14. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ “Кодекс российской федерации об административных правонарушениях”
15. Федеральный закон Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ “Земельный кодекс российской федерации”
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 года № 370 “Об утверждении правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения”
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 года № 369 “Об утверждении правил обращения с ломом и отходами чёрных металлов и их отчуждения”
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 года № 461 “О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 года № 818 “О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов
20. Приказ Госкомэкологии России от 27 ноября 1997 года № 527 “О федеральном классификационном каталоге отходов”
21. Приказ МПР России от 15 июня 2001 года № 511 “Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды”
22. Форма федерального государственного статистического наблюдения № 2-тп (токсичные отходы) “Сведения об образовании, поступлении, использовании и размещении токсичных отходов производства и потребления” Утверждена постановлением Госкомстата России от 11 сентября 1998 года № 95
23. Приказ МПР России от 02 декабря 2002 г. № 785 “Об утверждении паспорта опасного отхода”.
24. Приказ МПР России от 02 декабря 2002 г. № 786 “Об утверждении федерального классификационного каталога отходов”.
Основными нормативными и правовыми документами для разработки ПНООЛР являются:
1. “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов”. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01, Минздрав России, Москва, 2001
2. Санитарные правила по сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторсырья. М., Минздрав СССР, 1982 г.
3. Временный классификатор токсичных промышленных отходов и методические рекомендации по определению класса токсичных промышленных отходов. Утверждены Минздравом СССР 13.05.87 и ГКНТ СССР 15.05.87. М.,1987г.
4. Санитарные нормы допустимых концентраций химических веществ в почве, Минздрав СССР, СанПиН 42-128-4433-87.
5. Перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно-допустимых количеств (ОДК) химических веществ в почве, Минздрав СССР, СанПиН 6229-91.
6. Санитарные правила содержания территорий населенных мест. М., Минздрав СССР, 1988г., СанПиН 42-128-4690-88.
7. Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений. СанПиН 2.1.7.728-99.
8. Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов (санитарные правила). М., Минздрав СССР, 1985г.
9. Санитарные правила работы при работе со ртутью, ее соединениями и приборами с ртутным заполнением. 1988г.
10. Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Зарегистрированы Минюстом РФ от 05.01.96 №1065. Письмо Главной государственной ветеринарной инспекции от 04.12.95 №13-7-2/469/.
11. Правила разработки схем санитарной очистки городов РСФСР, 1986 , АКХ ЖКХ.
12. СанПиН 2.1.7.1038-01 “Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов”
13. СанПиН 2.1.7.1038-01 “Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов”
14. СанПиН 2.1.7.728-99 “Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений”
15. Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации. М., Минприроды РФ от 15.07.94 г.
16. ГОСТ 12.1007-76. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности. М., Госстандарт СССР, 1976г.
17. ГОСТ 12.0.003-77. Вредные вещества. Опасные и вредные факторы.
18. ГОСТ 25916-83. Ресурсы материальные, вторичные. Термины и определения.
19. ГОСТ 17.4.3.04. Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнения.
20. ГОСТ 25916-83. Ресурсы материальные, вторичные. Термины и определения.
21. ГОСТ 19433-88. Грузы опасные. Классификация и маркировка.
22. ГОСТ 2.2235-76. Правила перевозок грузов.
23. ГОСТ 1510-85 “Упаковка, маркировка и хранение отработанных нефтепродуктов”.
24. ГОСТ 1639-78 (с изм.1-5). “Лом и отходы цветных металлов и сплавов”.
25.ГОСТ 2787-86. “Металлы черные вторичные”.
26. ГОСТ 21046-86. “Нефтепродукты отработанные. Общие технические условия”.
27. ГОСТ 8407-89. “Сырье вторичное резиновое. Покрышки и камеры шин”.
28. ТУ 63.473-32-90. “Сырье полимерное вторичное необработанное”.
29. ТУ 63.178-74-81 “Полиэтилен вторичный”.
30. ГОСТ 10700-89 “Макулатура бумажная и картонная”.
31. ТУ 63.178-40-86 “Макулатура бумажная и картонная необработанная”.
32. ГОСТ Р 50587-93. Паспорт безопасности вещества (материалов). Основные положения. Информация по обеспечению безопасности при производстве, применении, хранении, транспортировании, утилизации.
33. ОСТ 1788-86. Отходы. Технические условия.
34. СНиП II-89-80. Генеральные планы промышленных предприятий (с изменениями 1985, 1986, 1987, 1990 г.г.).
35. СНиП 2.01.28-85. Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию. М., Госстрой СССР, 1985г.
36. СНиП 2.01.29-85. Основные положения по составу проекта полигона по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. М., Госстрой СССР, 1985г.
37. Пособие по проектированию полигонов по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов.(к СНиП 2.01.28-85). М., Госстрой СССР, 1985 г.
38. СНиП II-01-95 “Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений”.
Справочной литературы, используемой для разработки ПНООЛР являются:
1. Санитарная очистка и уборка населенных мест. Справочник. АКХ. М., 1997г.
2. Рекомендации по определению норм накопления твердых бытовых отходов для городов РСФСР. М., АКХ, 1982г.
3. Инструкция по организации и технологии механизированной уборки населенных мест. М., Стройиздат, 1980г., 86стр.
4. СниП 2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.
5. СниП 2.04.03-85. Канализация. Наружные сети и сооружения.
6. Евилевич А,З., Евилевич М.А. “Утилизация осадков сточных вод”, М., Стройиздат, 1988.
7. Туровский И.С. “Обработка осадков сточных вод”, М., Стройиздат, 1988.
8. Очистка природных и сточных вод. Справочник. М., Высшая школа, 1994.
9. Инструкция об организации сбора и рационального использования отработанных нефтепродуктов в Российской Федерации. Утв. Приказом Минтопэнерго 25.09.1998г.№311.
10. Д.Т. Гаевик “Справочник смазчика”, М., “Машиностроение”, 1990 г.
11. Методические указания по нормированию сбора отработанных масел в автотранспортных предприятиях Министерства автомобильного транспорта. Минавтотранспорт РСФСР, М., 1984.
12.Справочник по применению и нормам расхода смазочных материалов” ред. Е.А. Эминова, “Химия”, М., 1977.
13. Нормы расхода топливо-смазочных материалов в лесной промышленности. Справочник /под ред. В.Н. Сердечный, Н.А. Бызов, А.К. Хаймусов/ М., Лесная промышленность, 1990.
14. К.Ф. Роддатис, А.Н. Полтарецкий Справочник по котельным установкам малой производительности. М., Энергоатомиздат, 1989.
15. “Краткий автомобильный справочник”, “Транспорт”, 1982. (1999 г.).
16. Методические указания по определению объемов древесных отходов. ВНИПИЭИЛеспром, М., 1984.
17. Методические указания по расчету выбросов загрязняющих веществ предприятиями деревообрабатывающей промышленности, Минлесбумпром, Петрозаводск, 1987 г.
18. В.Ф.Ефимкина, Н.Н.Софронов, “Светильники с газоразрядными лампами высокого давления”, М., “Энергоатомиздат”, 1984.
19. Федоров В.В. “Люминесцентные лампы”, М., “Энергоатомиздат”, 1992.>
20. “Лампы разрядные низкого давления люминесцентные” 09.50.01-90, Информэлектро, 1990.
21. “Нормы технологических потерь нефтепродуктов при зачистке резервуаров” (взамен РД 112-РСФСР-028-90). 1994 г.
22. Яковлев В.С. “Хранение нефтепродуктов. Проблемы защиты окружающей среды”.М., Химия, 1987.
23. ГОСТ 2270-78. “Инструмент абразивный. Основные размеры крепления”.
24. ГОСТ 2424-83 “Круги шлифовальные. Технические условия”.
25. ГОСТ 12.3.028-82. “Процессы обработки абразивным и эльборовым инструментом. Требования безопасности”.
26. ГОСТ 9466-75 “Электроды, покрытые металлом, для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие ТУ”.
27. “Экономия и нормирование материальных ресурсов”, В.Н. Степанов, А.А.Мешков,М.,”Высшая школа”,1991 г.
28. Справочник номенклатуры Госснаба СССР. М., “Экономика”, 1981 промышленных предприятий”, М., “Стройиздат”, 1990.
29. ГОСТ 26881-86 “”Аккумуляторы свинцовые. Общие технические условия.”
30. “Стартерные аккумуляторные батареи”, М., Транспорт, 1994 г.
31. “Эксплуатация, обслуживание и ремонт свинцовых аккумуляторов”, Энергоиздат, Л., 1989.
32. В.А.Шабельский, В.М.Андреенок, Н.З.Евтюков “Защита окружающей среды при производстве лакокрасочных покрытий”, Ленинград, 1985.
33. Методика расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу при нанесении лакокрасочных материалов (на основе удельных показателей). СПб, 1997.
34. Т.А. Фиалковская, И.С. Середнева. Вентиляция при окрашивании изделий. М., Машиностроение, 1986.
35. Киселев Н.А. “Котельные установки”, Москва, “Высшая школа”, 1979 г.
36. Методические указания по очистке мазутных резервуаров от донных отложений. МУ 34-70-165-87. Союзтехэнерго, М. 1987.
37. Пальгунов П.П., Сумароков М.В. “Утилизация промышленных отходов”. М., Стройиздат, 1990.
38. Справочник по ремонту котлов и вспомогательного оборудования /Под редакцией В.Н. Шастина/ М.: Энергоиздат, 1981
39. Нормы расхода ионитов и фильтрующих материалов на досыпку и замену при эксплуатации водоподготовительных установок тепловых электростанций. РД 34.10.403-89. Министерство энергетики и электрификации СССР. М., 1989.
40. ОНТП-14-93 “Нормы технологического проектирования предприятий машиностроения, приборостроения и металлообработки. Механообрабатывающие и сборочные цехи. М., Гипростанок, 1993. ПНООЛР — важный раздел экологической документации.
Целью разработки проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов (ПНООЛР), ПНОЛРО, ПЛРО) является утверждение лимитов размещения отходов и получение разрешения на размещение отходов в соответствии с требованиями “Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации” от 1994 года Минприроды РФ.
Лимиты на размещения отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду.
Основные положения ПНООЛР
Под отходами понимают остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
На практике чаще всего используется три следующих способа классификации отходов:
1. По агрегатному состоянию;
2. По происхождению;
3. По видам воздействия на природную среду и человека.
По агрегатному состоянию отходы делятся на:
•Твердые;
•Жидкие;
•Газообразные.
По происхождению различают:
•Промышленные отходы;
•Сельскохозяйственные отходы;
•Бытовые отходы.
По видам воздействия на природную среду и человека выделяют:
•Токсичные отходы;
•Радиоактивные отходы;
•Пожароопасные отходы;
•Взрывоопасные отходы;
•Самовозгорающиеся отходы;
•Коррозионные отходы;
•Реакционно-способные отходы;
•Отходы, вызывающие инфекционные заболевания;
•Опасные отходы.
К опасным относятся отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Класс опасности отходов устанавливается с применением экспериментальных или расчетных методов по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее.
Для оценки опасности отходов для окружающей природной среды установлены следующие классы опасности:
I класс — чрезвычайно опасные отходы;
II класс — высоко опасные отходы;
III класс — умеренно опасные отходы;
IV класс — мало опасные отходы;
V класс — практически неопасные отходы.
Под обращением с отходами следует понимать деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, утилизации (использованию), обезвреживанию и уничтожению, транспортированию, размещению (хранению и захоронению) отходов.
К обращению с опасными отходами относят деятельность, в процессе которой образуются опасные отходы, а также деятельность по сбору, утилизации (использованию), обезвреживанию и уничтожению, транспортированию, размещению (хранению и захоронению) отходов.
Под обезвреживанием отходов следует понимать деятельность, связанную с обработкой (в том числе со сжиганием и обеззараживанием) отходов на специализированных установках в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.
Под хранением отходов следует понимать временное содержание отходов в объектах размещения в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
Под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Предприятия, участвующие в обращении с отходами, делятся на три категории (группы) с учетом класса опасности отходов, объемов их образования на предприятии и порядка обращения с ними.
К I категории (группе) природопользователей по обращению с отходами относят предприятия (организации):
•Имеющие технологические циклы образования (обращения) отходов производства I и I I классов опасности и/или
•Применяющие в своей деятельности технологические операции по приему, сортировке, захоронению, обезвреживанию, рекуперации отходов, и прочие способы их утилизации.
В рассматриваемую группу не входят предприятия, где единственными образующимися отходами I класса опасности являются отработанные люминесцентные лампы, и объекты, на которых образующиеся отходы II класса опасности представлены только отходами от обслуживания балансового автотранспорта.
Ко II категории (группе) природопользователей по обращению с отходами относят:
•Предприятия (организации), имеющие технологические циклы (участки), где образуются производственные отходы III и IV классов опасности;
•Природопользователей, не отнесенных к I и III группе.
К III категории (группе) природопользователей по обращению с отходами относят организации непроизводственной сферы, отвечающие следующим критериям:
•Суммарное количество образующихся отходов не превышает 30 тонн в год;
•Основную массу отходов составляют отходы V и IV классов опасности;
•Масса отходов III класса опасности не превышает 1% от общей массы образующихся отходов;
•Обустроенность мест размещения отходов исключает их вредное воздействие на окружающую среду;
•У организации имеются в наличии договора на передачу отходов сторонним организациям, занимающимся (по оформленной лицензии) их размещением, обезвреживанием, утилизацией;
•Отдельно предусмотрен порядок сбора и экологически безопасного размещения люминесцентных ламп.
Соответствие предприятия (организации) той или иной группе природопользователей по обращению с отходами подтверждается экспертом Отдела нормирования, анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга ГУПР по г. Москве по результатам рассмотрения ПНООЛР.
В качестве основного объекта экологического нормирования выступают твердые промышленные и бытовые токсичные и опасные отходы.
В качестве основных механизмов экологического нормирования в сфере обращения с отходами выступают:
•Паспортизация;
•Лицензирование;
•Лимитирование и Экономическое регулирование.
В качестве основных элементов паспортизации в сфере обращения с отходами (как одного из механизмов экологического нормирования) выступает разработка и использование:
•Государственного кадастра отходов;
•Паспорта опасных отходов;
•Паспорта объектов размещения отходов.
В качестве основных элементов лицензирования в сфере обращения с отходами (как одного из механизмов экологического нормирования) выступает лицензирование деятельности, связанной с:
•Утилизацией отходов;
•Складированием отходов;
•Транспортировкой отходов;
•Складированием (хранением) отходов;
•Захоронением отходов;
•Обезвреживанием отходов;
•Уничтожением отходов;
•Производством продукции, сопровождающимся образованием опасных отходов.
В качестве основных элементов лимитирования в сфере обращения с отходами (как одного из механизмов экологического нормирования) выступает разработка и применение:
•Нормативов образования отходов;
•Лимитов на размещение отходов;
•Нормы накопления отходов (преимущественно бытовых).
В качестве основных элементов экономического регулирования в сфере обращения с отходами (как одного из механизмов экологического нормирования) выступают:
•Платежи за размещение отходов в пределах установленных лимитов;
•Платежи за размещение отходов сверх установленных лимитов.
Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
Лимиты на размещение отходов устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.
Порядок разработки ПНООЛР
Разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) осуществляется в соответствии с "Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", Утв. Приказом МПР РФ от 11.03 2002 №115.
При разработке ПНООЛР можно выделить следующие основные этапы:
- Проведение инвентаризации источников образования отходов, мест их складирования, хранения и захоронения;
- Собственно разработку ПНООЛР;
- Согласование ПНООЛР в уполномоченных органах и получение Лимита на размещение отходов производства и потребления.
При разработке ПНООЛР учитываются:
- Экологическая обстановка на данной территории;
- Предельно допустимые вредные воздействия отходов, предполагаемых к размещению, на окружающую среду;
- Наличие имеющихся технологий переработки отхода данного вида, которые включены в банк данных о технологиях использования и обезвреживания отходов, являющийся составной частью государственного кадастра отходов.
Инвентаризация при разработке ПНООЛР представляет собой систематизацию сведений о местах складирования, хранения и захоронения отходов производства и потребления, и проводится с целью:
- Выявления и достоверного учета всех источников образования отходов производства и потребления;
- Определения перечня образующихся отходов в соответствии с принятым Классификатором отходов;
- Определения местонахождения и количества мест складирования, хранения и захоронения отходов.
В случае наличия у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц нескольких объектов размещения отходов, отдельно расположенных на территории одного субъекта РФ, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) разрабатывается по каждому объекту в отдельности.
Содержание ПНООЛР
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) включает в себя следующие разделы:
1. Аннотация.
В “Аннотации” указываются: общие сведения о количестве (массе) отходов, образующихся у индивидуального предпринимателя или юридического лица, с указанием их класса опасности для окружающей среды, общее количество площадок (мест) временного накопления отходов и краткая информация о планируемых мероприятиях в области обращения с отходами.
2. Введение.
Во “Введении” представляется перечень основных документов, на основании которых проводилась разработка Проекта.
3.Общие сведения об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице.
В этом разделе приводятся:
•фамилия, инициалы и паспортные данные индивидуального предпринимателя или полное наименование юридического лица; юридический адрес и фактический адрес; ИНН, коды ОКПО, ОКОНХ; адрес электронной почты; номера телефонов, телефакса;
•фамилии и инициалы руководителя юридического лица и ответственных исполнителей Проекта (с указанием должностей);
•в случае привлечения для выполнения проекта ПНООЛР сторонней организации в сведениях об исполнителях рекомендуется указывать наименование организации, проводившей разработку проекта; ИНН, коды ОКПО, ОКОНХ предприятия — разработчика проекта; юридический адрес предприятия — разработчика проекта; номера телефона, телефакса; фамилии и инициалы ответственных исполнителей, исполнителей и соисполнителей;
•вид основной деятельности; количество промышленных площадок и места их расположения; численность сотрудников;
•перечень структурных подразделений, основных и вспомогательных производств, цехов, участков;
•основные производственные показатели работы, объем выпускаемой продукции в фактическом выражении;
•наличие полигонов, хранилищ отходов, находящихся на балансе;
•реквизиты земельных и учредительных документов;
•размер площади землепользования: застройки, общей, озеленения, санитарно-защитной зоны (СЗЗ);
•здания и сооружения, расположенные на промышленных площадках;
•арендаторы, их названия, юридические адреса, род их деятельности, численность работающих; при наличии более пяти арендаторов сведения о них выделяются в отдельный раздел “Сведения об арендаторах”.
В состав раздела обычно входит карта-схема расположения предприятия с нанесенными координатами. На карту-схему наносятся расположение зданий и сооружений предприятия, места размещения отходов, дается экспликация зданий, сооружений и мест (площадок) размещения отходов, указываются координаты площадок размещения отходов.
4. Характеристика производственных процессов как источников образования отходов.
В разделе “Характеристика производственных процессов как источников образования отходов” приводится краткая характеристика технологии производства и технологического оборудования, в процессе использования которых образуются отходы. Сведения представляются в текстовой форме или в виде блок-схем производственных процессов по каждому участку. В последнем случае, каждая блок-схема должна содержать в виде отдельных блоков:
•производственные операции;
•источники поступления сырья, материалов, заготовок и иное;
•получаемую в результате продукцию (данного участка);
•образующиеся отходы;
•операции дальнейшего обращения с отходами (с указанием, куда именно они поступают).
Индивидуальные предприниматели или юридические лица, не имеющие в своей деятельности технологических процессов, блок-схемы не составляют и все сведения приводят в текстовой форме. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, основной деятельностью которых является сбор, переработка, обезвреживание или захоронение отходов от сторонних организаций и граждан, в данном разделе представляют информацию об объеме и характеристиках принимаемых отходов и обо всех операциях по обращению с отходами. Форма записи перечня образующихся отходов приводится в виде следующей таблицы: перечень образующихся отходов в случае наличия у индивидуального предпринимателя или юридического лица очистных сооружений для хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод или очистных сооружений водоподготовки, а также пылегазоочистных установок и оборудования, следует представить их характеристики по следующим формам, соответственно: Характеристика очистных сооружений и осадка хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод и водоподготовки Характеристика пылегазоочистных устройств и оборудования для очистки воздуха
5. Паспорт опасного отхода с указанием кода отхода согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО).
В разделе “Паспорт опасного отхода” приводятся сведения, содержащиеся в паспорте опасного отхода, с указанием кода отхода согласно Федеральному классификационному каталогу отходов. При отсутствии паспорта опасного отхода в данном разделе дается обоснование отнесения опасного отхода к классу опасности для окружающей природной среды в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, а также представляются сведения об опасных свойствах отходов.
6. Перечень, состав и физико-химические характеристики отходов, образующихся в результате деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица.
При наличии регистрации отходов в Федеральном классификационном каталоге отходов в этом разделе указывается соответствующий код. В случае отсутствия такой регистрации в этом разделе приводятся данные об источниках образования отходов, перечень, состав и физико-химические характеристики отходов в соответствии с ниже приведенной таблицей: Перечень физико-химическая характеристика и состав отходов за 20__ год
7. Расчет и обоснование нормативов и количества образующихся отходов.
В этом разделе представляются расчеты нормативов образования по каждому виду отходов. Расчет выполняется на основании:
•материально-сырьевого баланса;
•удельных отраслевых нормативов образования отходов;
•расчетно-аналитического метода;
•экспериментального метода;
•сведений о фактическом образовании отходов для вспомогательных и ремонтных работ (среднестатистические данные за последние три года);
•справочных таблиц удельных нормативов образования отходов.
Результаты расчетов по каждому виду отхода представляются в табличном виде. В примечаниях приводят по каждому виду отхода ссылку на соответствующие источники сведений, а также на приложения, удостоверяющие те или иные количественные показатели. В том случае, когда расчет по тому или иному виду отхода осуществляется на основании данных о материально-сырьевом балансе, в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение включается раздел “Материально-сырьевой баланс” по форме ниже приведенной таблицы: Баланс массы отходов за отчетный период Для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, основной деятельностью которых является сбор и переработка отходов от сторонних организаций и граждан, в данном разделе в обязательном порядке представляется таблица материально-сырьевого баланса, отражающая объемы принимаемых отходов, процессы их переработки и выход продукции (получение вторичных отходов).
8. Схема операционного движения отходов.
В этом разделе приводятся данные по образованию, использованию отходов, по передаче отходов другим организациям с целью переработки, обезвреживания и/или захоронения, указываются адреса и реквизиты поставщиков и потребителей отходов по форме нижеприведенной таблицы: Схема операционного движения отходов
9. Характеристика мест временного хранения (накопления) отходов у индивидуального предпринимателя или юридического лица, обоснование количества временного хранения (накопления) отходов у индивидуального предпринимателя или юридического лица и периодичности вывоза отходов.
В этом разделе представляется информация о накоплении отходов в местах их организованного хранения по форме ниже приведенной таблицы: Характеристика мест хранения (накопления) отходов у индивидуального предпринимателя или юридического лица Для определения оптимальной периодичности вывоза отходов в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (проект ПНООЛР) включаются следующие сведения:
•перечень документов, на основании которых производится расчет предельного количества хранения (накопления) отходов у индивидуального предпринимателя или юридического лица и периодичности их вывоза на специализированные объекты для переработки, обезвреживания или захоронения;
•наличие транспорта (собственного и арендуемого) для перевозки отходов.
10. Характеристика установок и технологий по переработке, обезвреживанию отходов, имеющихся у индивидуального предпринимателя или юридического лица.
В этом разделе для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, имеющие или арендующие установки по переработке, обезвреживанию отходов, по каждой из таких установок, в том числе арендуемых, приводятся сведения по ниже приведенной форме: Сведения о применяемых технологиях, установках использования или обезвреживания. Кроме того, в этом разделе приводятся:
•проектные характеристики установки;
•фактический объем переработки;
•номенклатура перерабатываемых или обезвреживаемых отходов;
•характеристики вторично образующихся отходов.
11. Сведения об объектах размещения отходов.
Этот раздел обязателен для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, имеющих на своем балансе или осуществляющих эксплуатацию объектов захоронения или длительного хранения отходов (полигоны, шламохранилища, хвостохранилища, иловые карты, золоотвалы и т.д.). Характеристика объекта размещения отходов представляется по форме утвержденной Приказом МПР России от 11.09.03 №829 “О ведении государственного реестра размещения отходов”.
12. Сведения об организации наблюдения за состоянием окружающей природной среды на объектах размещения отходов, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу.
В этом разделе приводится информация о мероприятиях по наблюдению за состоянием окружающей среды на объектах (местах) хранения, захоронения отходов и о периодичности их осуществления по ниже приведенной форме: Мониторинг состояния окружающей среды в местах хранения (накопления) и (или) объектах захоронения отходов
13. Сведения о противоаварийных мероприятиях.
В этом разделе в текстовой форме приводится информация о возможности возникновения аварийной ситуации непосредственно на объектах размещения отходов, о ее возможных последствиях и способах локализации. Разработка данного раздела необходима при:
•наличии на балансе либо осуществлении эксплуатации объектов захоронения или длительного хранения опасных отходов (полигоны, шламохранилища, хвостохранилища, иловые карты, золоотвалы и т.д.), а также установок сжигания отходов;
•хранении отходов 1-го класса опасности для окружающей природной среды (за исключением мест хранения люминесцентных ламп);
•хранении жидких или пастообразных отходов 2-го класса опасности для окружающей природной среды;
•образовании и/или накоплении отходов, которые (независимо от класса опасности для окружающей природной среды) являются источником пожарной опасности или взрывоопасны.
14. Сведения о мероприятиях, направленных на снижение влияния отходов, образующихся у индивидуального предпринимателя или юридического лица, на состояние окружающей среды.
В этот раздел включаются материалы о проводимых (планируемых) мероприятиях:
•по снижению количества образования отходов;
•по внедрению технологий переработки, использования, обезвреживания отходов;
•по организации и дооборудованию мест хранения отходов, отвечающих предъявляемым экологическим требованиям;
•по вывозу (с целью переработки, обезвреживания, размещения и др.) ранее накопленных отходов;
•по проведению мониторинга окружающей среды на объекте размещения отходов;
•по иному снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей природной среды.
Материалы о проводимых (планируемых) мероприятиях по снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды представляют в таблице
15. Предложения по лимитам размещения отходов.
В этом разделе указывается перечень и количество отходов, предполагаемых к размещению на 5-летний период (с разбивкой по годам).
16. Приложения.
В Приложении представляются следующие материалы:
• документы, подтверждающие данные материально-сырьевого баланса и производственных показателей;
• документы, подтверждающие намерение на размещение отходов на специализированных объектах, передачу (или получение) отходов с целью их использования в качестве вторичного сырья, сбор и транспортировку отходов (например, копии договоров);
• копии отчетной документации о фактах приема и передачи отходов;
• карта-схема промышленной площадки с указанием объектов размещения отходов.
Согласование ПНООЛР
При разработке проекта осуществляется выезд к заказчику для проведения бесплатной консультации и составления предварительного реестра отходов и их классификации. На данном этапе выявляются возможные источники образования отходов, приблизительная номенклатура отходов, определяются площадки временного накопления отходов на территории предприятия.
На основании полученных данных с заказчиком согласовываются сроки проведения работ и их стоимость, после чего заключается договор на разработку и согласование ПНООЛР и получение разрешения на размещение отходов. (Срок выполнения 3 — 6 месяцев в зависимости от сложности работ.)
Проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) предоставляются на рассмотрение и согласование в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору — Ростехнадзор по г.Москве.
Для утверждения лимитов на размещение отходов в состав предоставляемых в Ростехнадзор материалов (документов) должны входить:
- Сопроводительное письмо в Ростехнадзор по Москве от руководителя предприятия с просьбой рассмотреть материалы предоставленного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), и выдать разрешение на лимит размещения отходов производства и потребления предприятия на следующий год;
- Копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности;
- Проект нормативов образования отходов производства;
- Паспорта отходов I-IV классов опасности 1-4 классов опасности(если отход внесен в ФККО) и обоснование отнесения опасного отхода к классу опасности в соответствии с «Критериями отнесения отходов I-IV классов опасности к классу опасности для окружающей природной среды» в случае отсутствия отхода в Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО).
Перечисленные документы принимаются по описи, копия которой направляется заявителю с отметкой о дате принятия документов. Срок рассмотрения проекта нормативов образования отходов производства в органах Ростехнадзора составляет 30 дней, после чего принимается решение об утверждении лимитов на размещение отходов I-IV классов опасности или о возвращении материалов на доработку с указанием причин отказа.
На основании согласованного проекта ПНООЛР утверждаются “Лимиты размещения отходов” и выдается Разрешение на размещение отходов.
Повторно представленные материалы рассматриваются также в месячный срок.
Лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья. При отсутствии такого подтверждения за месяц до окончания отчетного года лимит на размещение отходов аннулируется.
Ответственность за отсутствие ПНООЛР
(ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998.№ 89-ФЗ Глава 7)
Статья 28. Виды ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами
Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За несоблюдение экологических и санитарно — эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления предусматривается административная ответственность в соответствии со статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, которой подвергаются как физические, так и юридические лица. Помимо наложения административного штрафа, возможно приостановление деятельности предприятия на срок до девяноста суток.
Перечень документов, необходимых для разработки тома ПНООЛР
1. Анкета предприятия (Краткие сведения о предприятии с указанием реквизитов предприятия, кодов статистической отчетности, Ф.И.О. ответственного за экологию на предприятии, видов деятельности, технологии производства).
2. Справка о транспортных средствах, находящихся на балансе предприятия с указанием марки, количества, планируемого пробега, мест их стоянки (хранения), технического обслуживания и ремонта.
3. Справка о расходе сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов (фактически предыдущий или настоящий год, план на будущий год).
4. Сведения о применяемом технологическом оборудовании предприятия.
5. Анкета котельной.
6. Сведения об очистных сооружениях (ОС.)
7. Сведения об пылегазоочистных устройствах (ПГУ).
8. Справка о численности работающих на предприятии.
9. Ситуационная карта-схема района расположения предприятия.
10. План-схема с указанием и описанием мест хранения отходов (кол-во и объем контейнеров). Полная характеристика мест с указанием объемов емкостей для сбора, размеров площадок, типа покрытия площадок, способов хранения (улица или помещение).
11. Перечень участков предприятия.
12. Поэтажный план зданий с экспликацией помещений.
13. Подробное описание технологических процессов, осуществляемых на предприятии.
14. Сведения о правах на землю (помещения). Договор аренды, либо свидетельство собственности на землю, здания, помещения и сооружения.
15. Договора на водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение.
16. Договор на вывоз ТБО (с приложением лицензии утилизирующей организации и ее договора с полигоном ТБО, на котором размещаются отходы).
17. Договор на вывоз люминесцентных ламп.
18. Договор на вывоз специфических отходов (лома, нефтесодержащих отходов, медицинских отходов, лакокрасочных отходов и пр.).
19. Договор на ремонт автотранспорта.
20. Свидетельство об экологическом образовании ответственного за экологию на предприятии на право обращения с опасными отходами (с приложением лицензии учебного заведения). Приказ о назначении ответственного за экологию на предприятии.
21. Сведения об арендаторах.
22. Предыдущий проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).